Музыка неснятого кино

Сейчас Игорь Некрасов — музыкант, композитор, поэт и гитарист — выступает в московских клубах со своим новым музыкальным проектом «Театр Игоря Некрасова» и работает над пятым авторским альбомом.

А началось всё в маленьком кузбасском городе Березовский…

Dolce Vita: Игорь, что же случилось в Березовском много лет назад?

Игорь Некрасов: Много лет назад я там родился. Потом вырос и работал на шахте — был «молодым специалистом», только что после института. До сих пор не понимаю, как меня туда занесло — видимо, сказался стереотип: вырос в шахтёрском городе, папа и брат работали в шахте. Особого выбора не было. Гитара — обычное увлечение, как у многих в то время: сначала играл «во дворе», потом в группе по рок-фестивалям. А потом… шахта. Но, видимо, призвание на то и призвание, что рано или поздно бьет по голове и говорит: «Теряешь время!». Вот так однажды и меня торкнуло. Пришел как-то на смену, написал заявление и сказал, что уезжаю в Москву. Мой отец, мой начальник, мои знакомые — все покрутили пальцем у виска и сказали примерно одно и то же: «А мы думали, ты человеком станешь…»

Ну, и как ты сам считаешь, стал человеком?

Человек с большой буквы в моем понимании — это тот, кто, если еще и не нашел себя, то хотя бы находится в поиске. Тот, кто думает о том, что после него останется, что он скажет своим детям, когда они спросят его: «Папа, а ты чем в нашем возрасте занимался?». Тот, кто отвечает за свои поступки, несет ответственность за своих близких, тот, кто не врет себе и другим, для кого вечер в обнимку с телевизором — не самое лучшее времяпрепровождение…

А какой твой идеальный день?

Первая половина, когда сын в школе, проходит наедине с гитарой — занимаюсь, сочиняю, записываю, потом забираю сына из школы и иду вместе с ним в бассейн или на стадион, гуляю с собакой, потом еду куда-нибудь по делам — или на репетицию, или на работу.

А в чём заключается твоя работа?

Ты хочешь узнать, чем я зарабатываю себе на жизнь?

Ну, да. Ведь не музыкой же?

Как раз именно музыкой! Я долгое время жил в Москве, и гитары строгал и клеил на продажу, и даже коммерцией занимался. А потом понял, что это не мое. Конечно, и выступления были с разными проектами, в составе разных групп, были и лауреатами известных конкурсов, и с известными артистами в концертах выступали… Но я настолько устал мотаться по съемным квартирам, с коробками, что даже вернулся ненадолго домой, в Березовский, — «отлежаться». Перестроечная Москва высосала энергию. Мама к тому же переживала: «Ну, когда ты уже женишься?!». «Лежать» долго дома я не смог, подбил друга взять гитары и поехать вдвоем выступать в Кемерово — в гостиную студенческого клуба Кемеровского государственного университета. У нас был акустический проект, такой blue grass. Был, как сейчас помню, 1996 год, 25 января — Татьянин день… А насчёт женитьбы… Я всегда знал, что будущую жену встречу на своем концерте. Так оно и произошло — с того концерта я приехал с невестой — известной в то время телеведущей Кузбасского телевидения Ритой Карловой. Я благодарен ей за смелость, потому что через два года после нашей встречи она бросила все и вместе со мной поехала в Москву: я другим человеком — с женой, ребенком, а она — с моей фамилией, чтобы все начать с нуля. Теперь в Москве ее знают как Риту Некрасову.

Но за эти два года ты успел ещё повыступать и засветиться с группой «Двойка по поведению»?

Да, группа довольно быстро раскрутилась. Сначала в дуэтном варианте — мы играли мои песни на двух акустических гитарах. Однажды выступили на разогреве перед концертом Юрия Шевчука в спорткомплексе «Октябрьский» и даже стали лауреатами известного в то время фестиваля «Поколение — 96″. Нам сняли целых два видеоклипа на кузбасском телевидении, и, надо сказать, хорошие были клипы. А потом группа «обросла» барабанами и электрогитарами. Выступали много, работали в кемеровских ресторанах — настоящая рок-н-ролльная команда была.

Куда же всё делось?

Группы распадаются, когда люди начинают подменять понятия: когда дружеские отношения влияют на рабочие и наоборот, когда люди не доверяют друг другу и стараются самоутвердиться за счет другого, когда главным становится не то, что происходит на сцене в момент выступления, а то, что вокруг или после этого…

Сейчас эти проблемы тоже актуальны?

Сейчас у меня две группы и в них, слава богу, работают адекватные люди — сессионные музыканты. Все играют со мной по доброй воле, более того, по большому желанию, но это не мешает каждому участнику группы работать и в других проектах. И никто ни на кого не обижается и не расценивает это как предательство — нормальные взрослые отношения. Мы встречаемся на репетициях и концертах, и все мы свободны в выборе — никто ни на кого не давит. Если кого-то что-то не устраивает — мы просто расстаемся и все, а на его место приходит другой музыкант.

Вот с этого момента, если можно, поподробнее — почему ДВЕ группы?

У меня сейчас два действующих проекта: группа «ДеЖаВю» и «Театр песни Игоря Некрасова». «ДеЖаВю» выступает с кавер-версиями старых песен, наша программа называется «Старая танцплощадка» — хиты 70-80-х годов. А «Театр песни Игоря Некрасова» — это авторский проект. Играем мои песни и вокруг этого еще делаем небольшой камерный спектакль.

Как в настоящем театре?

Да. У нас даже есть декорации и некий сценарный план — не сценарий, потому что наш спектакль строится по принципу хэппининга, когда к концу концерта уже весь зал включается в «игру». Только это очень лиричный и немного грустный хэппининг. И всегда разный.

Твоя музыка очень похожа на саундтрек к какому-то фильму…

Да, мне часто об этом говорят. И в связи с этим мы даже иногда в анонсах используем фразу, которая уже стала таким привычным определением — «душевная музыка неснятого кино».

Звучит, как название нового жанра…

Наверное. Жанр — это то, что определяет. Модное сейчас слово — формат. Мои песни не вписываются в привычные «радийные» форматы, в такие, как «попса», «джаз», «эстрада», «рок»… Пожалуй, «душевные песни» — это и есть самое точное определение.

Банальный, но закономерный вопрос: а на кого рассчитана твоя музыка?

Да ничего заранее не рассчитывается. Вы полагаете, я сижу в студии, сочиняю музыку и думаю: вот сейчас напишу песню для тинейджеров или для женщин от 25 до 40 со средним достатком? Конечно, нет! Каждая песня — это маленькая история. Про меня или про моего знакомого, или просто высказывание — о том, что меня волнует, о чем я думаю, чем хотел бы поделиться с кем-то еще, кроме своих близких.

У альбома грустное название — «Не уезжай…»…

Это четвёртый по счету. Все, кто его слушал, говорят, что он идеально подходит для автомобиля, для дороги — наводит на размышления. Вот, кстати, еще одно определение — «автомобильная музыка»? А светлая грусть — это, наверное, иногда неплохо.

А где можно купить твою пластинку? И планируешь ли ты выступать в Сибири?

Издатель нашего альбома — звукозаписывающая фирма «Гигант-рекордз» совместно с мега-дистрибутором «Квадро Диск» продала первый тираж пластинки по всей России. Со вторым тиражом диск должен появиться в музыкальных магазинах городов Кемерово и Березовский. Надеюсь, это скоро случится. В крайнем случае, можно заказать диск на моем сайте www.igornekrasov.ru. А насчёт гастролей… Я бы очень хотел приехать и выступить. Но все, как говорится, упирается в расстояния — через 4 тысячи километров нужно привезти 6 музыкантов — с гитарами, барабанами и прочими инструментами. Если найдется «сибирский спонсор», приедем сразу с двумя программами — и с «ДеЖаВю», и с Театром!

Что пожелаешь землякам?

В своё время я поверил Андрею Макаревичу — «не струсил и вёсел не бросил». В первую очередь я хотел бы пожелать музыкантам делать своё дело, несмотря ни на что. Бывали и более тяжёлые времена, я имею в виду нехватку аппаратуры, инструментов, информации. Мы играли на самодельных гитарах в самодельные колонки. Сейчас для занятий музыкой появились все возможности. И если вы откроете в себе кайф живой игры на сцене, найдете своего зрителя, то по большому счету неважно, где это будет происходить — в Москве, в Сибири или в Калифорнии. Главное — получать удовольствие от того, что ты делаешь и видеть в зале глаза, которые тебе верят. Собственно, это пожелание относится не только к музыке, но и вообще к жизни — делайте своё дело.

Dolce vita, Звёздная жизнь
Текст: Марина Минаева